481 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как на руси называли мебель

Краткий очерк истории развития мебели

Буфет (фр.) — шкаф для хранения посуды, столового белья, закусок, напитков.

Бюро (фр.) — род письменного стола с выдвижной крышкой и ящиками для хранения бумаг. В зависимости от назначения различают бюро-кабинет, бюро-поставец, бюро-секретер, бюро-шкаф.

Вешалка — полка или стойка с крючками или колышками (а также отдельный крючок) для вешания платья и головных уборов.

Витрина (фр.) — застекленный ящик, шкаф для показа музейных экспонатов.

Гардероб (фр.) — шкаф для одежды.

Диван (перс.) — род мебели большого размера, мягкой, полумягкой и жесткой, для сидения и лежания.

Жардиньерка (фр.) — ящик или корзинка для комнатных цветов.

Кафедра (греч.) — возвышение, с которого читаются лекции, делаются доклады, сообщения, выступления перед аудиторией; возвышение с креслом для епископа в христианской церкви, с которого произносятся проповеди.

Козетка (фр.) — двухместный диванчик без спинки, с высокими боковинками.

Комод (фр.) — род невысокого шкафа с выдвижными ящиками (для белья, различных мелких домашних вещей и т. п.)

Кресло — род широкого стула с ручками-подлокотниками.

Кушетка (фр.) — род дивана с изголовьем, но без спинки.

Лавка — скамья, обычно прикрепленная к стене.

Ларец — ящичек для хранения драгоценностей, каких-либо мелких предметов и т. п., часто с отделкой, украшениями; шкатулка.

Ларь — большой деревянный ящик для хранения разных вещей, продуктов.

Оттоманка (тур.) — широкий мягкий диван с подушками, заменяющими спинку.

Полка — доска, горизонтально укрепленная на стене или в шкафу и предназначенная для посуды, книг и т. п., а также несколько таких досок, скрепленных вместе и служащих для той же цели.

Псише (фр.) — старинное зеркало в раме с особыми стержнями, благодаря которым его можно устанавливать в наклонном положении.

Секретер (фр.) — род письменного стола или шкафа с выдвижной или откидной доской для письма и ящиками для бумаг.

Сервант (фр.) — низкий буфет для хранения посуды и столового белья.

Статья в тему:  Как ухаживать за мебелью лером

Скамья, скамейка — приспособление для сидения, сделанное чаще всего из доски или тонких досок на стойках.

Софа (фр.) — широкий низкий диван с ручками того же уровня, что и спинка.

Стол — род мебели (в виде широкой доски или нескольких досок, соединенных вместе и укрепленных в горизонтальном положении на одной или нескольких ножках), на которую ставят или кладут что-либо при работе, еде и т. п. Различают столы: письменный, консоль (подставка под зеркало), ломберный (для игры в карты), шахматный, бобик, бюро, чертежный, конторский и т. д.

Стул — род мебели, обычно со спинкой, для сидения одного человека.

Сундук — большой ящик с крышкой и замком для хранения вещей, ценностей.

Табурет (фр.) — род простой мебели для сидения в виде квадратного или круглого стула без спинки.

Тахта (тюрк.) — широкий диван без спинки.

Трельяж (фр.) — трехстворчатое зеркало.

Трибуна (лат.) — возвышение для выступления оратора; сооружение с повышающимися рядами мест на стадионах, площадях для публики, зрителей или лиц, принимающих парады, приветствующих демонстрации и т. п.

Трон (греч.) — богато украшенное кресло на специальном возвышении, престол — место монарха во время официальных приемов и иных торжественных церемоний.

Трюмо (фр.) — высокое стоячее зеркало, обычно помещенное в простенке.

Туалет (фр.) — столик с зеркалом (зеркалами), за которым одеваются, причесываются.

Тумбочка — небольшой, невысокий шкафчик, обычно у кровати.

Этажерка (фр.) — род мебели в виде нескольких, расположенных одна над другой полок на стойках.

Шифоньерка (фр.) — небольшой шкаф для хранения белья, платья и других принадлежностей туалета.

Шкаф — род мебели, представляющий собой большой стоячий ящик с дверцами для хранения чего-либо.

Словарь забытой мебели

Прогресс мало влияет на мебель. Домашняя обстановка – сфера консервативная. К примеру, обеденный стол выглядит точно так же, как его предок сто и даже двести лет назад. Число ножек может варьироваться, меняется форма и материал, а стол остаётся столом. Но уж если предмет меблировки выпал из обоймы, то всё — он канет в реку забвения без следа. Давайте достанем оттуда несколько предметов, слегка обсушим их и инвентаризируем. Кто знает, вдруг что-то ещё пригодится?

Статья в тему:  Как отреставрировать мебель в стиле прованс

Армуар. Название произошло от латинского arma – оружие. В сущности, это просто шкаф, но с нишами для винтовок. Суровые времена требовали суровых мер, необходимо было постоянно держать оружие под рукой, чтобы подавить внезапный бунт вассалов или выразить недовольство легкомысленной супруге и подвернувшемуся под руку соседу. Времена менялись, нравы умягчались, и вот уже вышеозначенная легкомысленная супруга набивает армуар своими тряпками, и доходит даже до того, что приказывает мебельщику присобачить к дверцам зеркало. С этого момента потерявший свою мужественность армуар превращается в обычный гардероб. А оружие теперь полагается хранить в сейфе.

Photo: Mark Skrobola

Бюро. Бюро неслыханным образом повезло. Не очень понятно, что и кому повезло, да? Но мы же договорились расширять кругозор? Бюро – существительное среднего рода, не склоняется. Пережив длинные периоды забвения и прозябания в лавках антикваров, оно снова получило известность. Ведь что такое бюро? Письменный стол с выдвижной доской, а над ним – полки, открытые и закрытые. В мебельных магазинах этот предмет обстановки туманно и косноязычно именуется «уголок школьника». Уголок, конечно, никаких красот и инкрустаций не имеет, забыл своё родство, стиль шинуазри и изящных дам, садившихся бочком, чтобы черкнуть записочку на надушенной бумаге… Но это он, то есть оно – бюро.

Photo: Thomas Quine

Геридон. Маленький столик, отколовшийся от большого обеденного стола.Геридоны вошли в моду во времена Короля-Солнца и по Версалю стояли тысячами, и помимо основной миссии – служить подставкой для канделябров – выполняли множество дел. На них ставили вазы с букетами и статуэтки, сервировали закуски на скорую руку. Своё название (франц. gueridon от guerrier — «воинственный») они получили от моды подпирать столешницы фигурками мавров. Мавры считались самыми отважными людьми и в этом качестве воспевались в народных песенках-геридонах. До России геридон доковылял на одной ножке, и на него немедля водрузили самовар, сделав из него чайный столик. Какая уж тут воинственность!

Photo: Allot rené

Жардиньерка. Мы, как правило, держим домашние растения на подоконниках. Но если кто-то живёт попросторнее, то вполне может позволить себе жардиньерку – полку или стеллаж для цветочных горшков, в общем – маленький домашний сад.

Статья в тему:  Табурет с мягким сидением как род мягкой мебели

Photo: gregory lejeune

Жирандоль. Подсвечник вы, может быть, успешно применяете в хозяйстве с целями романтическими или сугубо практическими – вдруг свет отключат. Так вот канделябр – это подсвечник на несколько свечей, а жирандоль – подсвечник на много свечей, с рожками по окружности, украшенный хрусталём для пущего эффекта, чтобы огоньки дробились, переливались… Мало кто может себе позволить отчищать эти красоты от воска дни напролёт, но если стремление к прекрасному сильнее вас – берите жирандоль и ставьте на геридон!

Photo: User:FA2010

Канапе. Мы называем диваном всё, на чём может сидеть несколько человек. Раньше-то люди были куда как более изобретательны! Диванчик на тонких ножках, рассчитанный на двоих, они называли канапе. А потом уже так назвали и бутерброд – чего ж хорошее-то слово не использовать несколько раз?

Photo: Thomas Quine

Кентербери. Это подставка с ячейками для газет, нот и бумаг. Известно, что своё имя этот предмет получил от архиепископа Кентерберийского, по чьему заказу были сделаны первые образцы. Скоро они вошли в моду и появились во всех кабинетах. А вы поди-ка и не знали, какое пышное происхождение имеют пластиковые органайзеры на вашем столе?

Лонгшез. Представляете, это всего лишь шезлонг. Но отчего-то слово «лонгшез» в словаре помечено как устаревшее, а «шезлонг» всё ещё работает.

Photo: Matt Gibson

Ночной столик. Как поэтично звучит! На самом деле, ночные столики были предназначены для самых низменных нужд. В нижнем выдвижном ящике держали ночной горшок, сверху на столешнице помещался таз и кувшин с водой – для гигиенических процедур. После распространения унитазов ночные столики стали бесполезны.

Photo: Jean-Pierre Dalbéra

Оттоманка. Восточная гостья, явившаяся к нам из томных гаремов Османской Империи. В Россию её завез сам Потёмкин – презентовал любимой Катеньке оттоманку, на которой могли уместиться человек двадцать. Какой размах! Нынче народ измельчал, и оттоманки по форме и сути приближаются к пуфам.

Photo: AlejandroLinaresGarcia

Патэ. А вот тут наоборот – не диван дал имя еде, а еда – дивану. Патэ по-французски – паштет, как известно. И диван этот, мягкий и совершенно круглый, как паштет в банке, а в центре — подставка для светильника или вазы. Мало кто может разместить у себя такую красоту, потому патэ сейчас можно видеть только в холлах гостиниц, кинотеатров и проч.

Статья в тему:  Как выбрать металлическую входную дверь металлическая мебель

Рекамье. В салоне известной мадам Рекамье завелась однажды прекрасная кушетка с изящными изгибами. Форма изголовья, спинки и подлокотников была заимствована у древнегреческого женского кресла клисмос. Светская львица принимала гостей полулежа, так её и изобразил художник. Кушетка немедленно стала популярна и получила имя своей хозяйки.

Портрет мадам Рекамье. 1810 г., Жак-Луи Давид

Сундук. Древнейшая мебель, вышедшая из употребления. Первые сундуки появились в Древнем Египте. Потом сундук поставили на бок — получился шкаф. Какой-то умелец присобачил ему ножки — стол. Потом у сундука отросла спинка — вот вам и диван. Из сундуков делали предметы роскоши: Ботичелли не гнушался расписывать сундуки-кассоне. Вот она, благодарность человечества: сундук забыт и презрен. Нет, их, конечно, много в сувенирных и антикварных магазинах, но видели ли вы тех, кто пользуется сундуками каждый день?

Photo: McKay Savage

Топчан. Наконец-то дошло до знакомой нам мебели. Топчан – деревянная кровать без спинки, расположенная на козлах (не на самцах козы с неверным ударением, а на деревянном основании). Просто подставка, чтобы не спать на полу. Помните, Остап Бендер говорит Паниковскому: «Голодный и небритый, вы будете лежать на деревянном топчане, и никто к вам не придёт». Мрачно. И подушка, должно быть, всё время сваливается.

Умывальник. Антикварные умывальники выглядят настоящими произведениями искусства. Мраморные, бронзовые, фарфоровые сооружения с инкрустациями и росписью. И вся эта роскошь затевалась только ради умывания скудной струйкой воды, текущей из раззолоченного краника! Умели жить люди, что ни говори.

Photo: pixabay

Экран. Не тот экран телевизора, куда с упоением или отвращением смотрит население. А экран перед камином, чтобы пламя жаркого очага не опаляло нежные щёчки дам, когда камин горит. И чтобы мрачные чёрные глубины не оскорбляли взоров, когда камин погашен. Экраны делали из фарфора, дерева, папье-маше, из шёлка и бархата. Их вышивали и расписывали, преподносили в дар и презентовали на память. Сейчас немногие счастливые каминовладельцы заказывают экраны из жаропрочного стекла. Photo: Justin Rickwood

Алиса Орлова

Тоже про то же

О том, как обстояли дела с гигиеной в прошлые века

Статья в тему:  Почему мебель дорогая

Из истории вещей: Садник, рогач, рубель и другие «вымершие» предметы славянского быта

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Вещевой сундук

На протяжении многих лет люди хранили свои ценные вещи, одежду, деньги и прочие мелочи в сундуках. Есть версия, что они были придуманы еще в каменном веке. Достоверно известно, что их использовали древние египтяне, римляне и греки. Благодаря армиям завоевателей и кочующим племенам, сундуки распространились по всему евразийскому материку и постепенно дошли до Руси.

Сундуки украшали росписью, тканью, резьбой или узорами. Они могли служить не только тайником, но кроватью, скамьей или стулом. Семья, имевшая несколько сундуков, считалась зажиточной.

Садник

Одним из наиболее важных предметов народного хозяйства на Руси считался садник. Он имел вид плоской широкой лопаты на длинном черенке и предназначался для отправки хлеба или пирога в печь. Русские мастера изготавливали предмет из сплошного куска древесины, преимущественно осины, липы или ольхи. Найдя дерево нужного размера и подходящего качества, его раскалывали на две части, высекая из каждой по одной длинной доске. После чего их гладко остругивали и чертили контур будущего садника, стараясь убрать всевозможные сучки и зазубрины. Вырезав нужный предмет, его тщательно зачищали.

Рогач, кочерга, чапельник (сковородник)

С появлением печи эти предметы стали незаменимыми в домашнем хозяйстве. Обычно они хранились в подпечном пространстве и всегда были под рукой у хозяйки. Стандартным набором печной оснастки считались несколько видов ухватов (большой, средний и маленький), чапельник и две кочерги. Чтобы не путаться в предметах, на их рукоятках вырезали опознавательные знаки. Зачастую такая утварь делалась под заказ у деревенского кузнеца, но находились умельцы, которые без труда могли сделать кочергу в домашних условиях.

Серп и жернова

Во все времена хлеб считался главным изделием русской кухни. Муку для его приготовления извлекали из собранных зерновых культур, которые ежегодно высаживались и вручную собирались. Помогал им в этом серп — приспособление, имеющее вид дуги с заточенным лезвием на деревянной ручке.

По мере необходимости собранный урожай крестьяне перемалывали в муку. Этому процессу способствовали ручные жернова. Впервые, подобное орудие было обнаружено во второй половине 1-го века до н.э. Ручной жернов имел вид двух кругов, стороны которых плотно прилегали друг к другу. Верхний слой имел специальное отверстие (в него засыпали зерно) и ручку, с помощью которой вращалась верхнюю часть жернова. Изготавливалась такая утварь из камня, гранита, дерева или песчаника.

Статья в тему:  Какую мебель можно сделать из картона

Помело

Помело имело вид черенка, на конце которого закрепляли сосновые, можжевеловые ветки, тряпье, мочало или хворост. Название атрибута чистоты произошло от слова мести, и применялось оно исключительно для чистки золы в печи или уборки возле нее. Для соблюдения порядка во всей избе использовалась метла. С ними было связано немало пословиц и поговорок, которые до сих пор у многих на устах.

Коромысло

Как и хлеб, важным ресурсом всегда была вода. Чтобы приготовить обед, напоить скот или постирать, ее необходимо было принести. Верным помощником в этом было коромысло. Оно имело вид изогнутой палки, к концам которой крепились специальные крюки: на них цеплялись ведра. Делали коромысло из древесины липы, ивы или осины. Первые памятки об этом приспособлении датируются 16 веком, однако археологами Великого Новгорода было найдено множество коромысел, изготовленных в 11-14 столетиях.

Корыто и рубель

В древние времена белье вручную стирали в специальных сосудах. Для этой цели служило корыто. Кроме того, оно применялось для кормления скота, в качестве кормушки, замеса теста, готовки солений. Свое название предмет получил от слова «кора», потому как изначально именно из нее делались первые корыта. Впоследствии его стали мастерить из половинок колоды, выдалбливая в бревнах углубления.

По завершению стирки и сушки белье гладили при помощи рубеля. Он имел вид прямоугольной доски с зазубринами с одной стороны. Вещи аккуратно наматывали на скалку, сверху клали рубель и катали. Таким образом, льняная ткань размягчалась и разравнивалась. Гладкую сторону расписывали и украшали резьбой.

Чугунный утюг

На смену рубелю в России появился чугунный утюг. Обозначено это событие 16 веком. Стоит отметить, что был он далеко не у всех, поскольку стоил очень дорого. К тому же чугун был тяжелым, и гладить им было сложнее, чем старым способом. Существовало несколько видов утюгов, в зависимости от способа нагрева: в одни засыпались горящие угли, а другие накалялись на печи. Весил такой агрегат от 5 до 12 килограмм. Позже угли заменили чугунными болванками.

Статья в тему:  Какой инструмент нужен для производства мебели

Прялка

Важной составляющей русского быта была прялка. В древней Руси ее так же называли «пряслице», от слова «прясть». Популярными были прялки-донца, имеющие вид плоской доски, на которую садилась пряха, с вертикальной шейкой и лопатью. Верхняя часть прялки обильно украшалась резьбой или росписью. В начале 14 века в Европе появились первые самопрялки. Они имели вид колеса, расположенного перпендикулярно полу и цилиндра с веретеном. Женщины, одной рукой подавали к веретену нити, а другой прокручивали колесо. Такой способ скручивания волокон был проще и быстрее, что значительно облегчало работу.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Мебель на Руси.

Русская мебель в своём развитии прошла в основном те же исторически сложившиеся стили, что и европейская мебель. Но в русских образцах всегда чувствуется большая самобытность, оригинальность трактовки формы и отделки изделия с выявлением своего национального характера.

В Древней Руси мебель создавалась народными мастерами-умельцами, на протяжении веков выработавшими очень удобные формы и конструкции, передававшиеся из поколения в поколение и сохранившиеся в быту (особенно в крестьянской мебели) до XIX века. Мебель была тесно связана с архитектурной планировкой помещений, нередко встраивалась в точно отведённое ей место.

Светец.

Основными предметами обстановки жилища были лавки, скамьи и табуретки с квадратными или круглыми сиденьями, носившие название стульца или стольца. Открытые полки для посуды, настенные или стоящие на полу шкафы, массивные столы, снабженные ящиками или шкафчиками. Стулья и кресла встречались редко. Лавки и скамьи делались неподвижными (вдоль стен) или переносными; они предназначались не только для сиденья, но и заменяли кровати. Скамьи были со спинками и без них. Спинки иногда делались перекидными и назывались переметом (скамья тогда называлась переметной). Сундук в обстановке русского жилища появился позднее.

Мебель украшалась сквозной и глухой резьбой, пропильными узорами, различными профилями, точёными колонками, повторявшими формы русской архитектуры, покрывалась росписью. В орнаментике преобладали животные, растительные (травы) и геометрические мотивы.

Комод-горка кон. 18в

В церковной мебели основной формой были очень разнообразные свечные ящики.

Статья в тему:  Как сделать детскую мебель своими руками

Мебель русского барокко и рококо, связанная с именами замечательного архитектора Растрелли, в своих формах и отделке повторяла всё богатство архитектурных форм зданий.

Стол. литьё. кон. 19в.

В XVIII веке в России начали выделывать железную мебель в Туле, но производство её было очень невелико, и образцы попадали в основном только во дворцы. Изготовлялись стулья, кресла, скамьи простые по форме, но довольно тяжёлые и жёсткие. Эти вещи отличались необыкновенно тонкой, филигранной обработкой деталей, сквозным орнаментом с насечкой золота и серебра, блестящими «алмазными» гранями, образующими настоящее металлическое кружево высокого художественного качества.

Русская мебель второй половины XVIII-начала XIX века была связана с архитектурой интерьера, точно повторяя основные элементы архитектуры классицизма, творчески использующего античные архитектурные формы. Предметы обстановки отличаются лёгкостью, строгостью и простотой. Они были удобны по форме и не перегружены украшениями. Скупые, хорошо проработанные профили и отделка повторяли орнаменты лепки и росписи стен и потолков.

Кресло. сер. 19в.

Стулья и кресла классицизма имеют прекрасные округлые линии и профили, напоминающие античные образцы. Они делались с учётом пропорций фигуры человека.

Мебель русского классицизма можно разделить на две группы — по форме, характеру отделки и материалу. Первая группа — это дворцовая, парадная мебель. Создавалась она по проектам крупнейших русских архитекторов — А.Н. Воронихина (мебель для дворца в Павловске), К.И. Росси (мебель для многих дворцов Петербурга), Джакомо Кваренги, В.П. Стасова, Доменико Жилярди и других. Эту мебель выполняли из дорогих материалов в столичных мастерских. Крупными мастерами-мебельщиками в это время были Гамбс и Тур.

Петербургский мастер Гамбс работал в России приблизительно с 1790 г. до 60-х гг. XIX в. Он состоял придворным мебелыциком. Фирма Гамбс продолжалась его сыном.

Тур был мастером-краснодеревцем и работал вместе с Гамбсом.

Вторая группа — мебель бытовая. Её делали в основном по проектам крепостных мастеров в тех же строгих, высокохудожественных принципах классической архитектуры. Она заполняла помещичьи усадьбы и городские дома. Небольшие мебельные мастерские были в Петербурге, Москве, Вятке и помещичьих усадьбах, таких, как Архангельское, Останкино и др.

Мастера создавали свои оригинальные решения многочисленных предметов обстановки, сообразуясь со вкусом заказчиков и со своими знаниями обработки дерева, обогащая мебель народным искусством. Известны имена талантливых мастеров-мебельщиков: Зенина, Нащекина, Сидорова, Уточкина — в Москве, Ивана Рудина, Андрея Фёдорова — в Вятке.

Статья в тему:  Антикварная мебель как определить

Стол кон. 18в.

Материалом для мебели в основном служили берёза, орех, тополь и ясень, которые отделывались почти всегда под модное тогда красное дерево. В 70-х годах XVIII века в России для изготовления мебели впервые была использована карельская береза. Это крупный вклад русских мастеров в мировое искусство мебели.

Отличительной чертой предметов обстановки того времени были всевозможные механические устройства — потайные ящики с незаметными пружинами, складывающиеся, выдвигающиеся с поворотами отдельных частей, целой системой запоров и услуг, вплоть до крошечных музыкальных инструментов, исполняющих целые оперные увертюры. В условиях крепостного труда не считались со временем, потраченным на изготовление предмета.

Переходный стиль от классицизма к ампиру в русской мебели носит название «Павловский», хотя по времени он был гораздо дольше, чем царствование Павла I, продолжавшееся с 1796 по 1801 год. Павловская мебель — крупная и массивная по форме. Декоративная отделка её с большими пятнами орнамента на гладком фоне в основном красного дерева или карельской берёзы подчеркивала массивность предмета. Характеру орнаментики свойственна некоторая театральная утрировка форм: косматые орлы, причудливые грифоны, грузные сфинксы оформляют тяжёлые архитектурно-монументальные секретеры, комоды, столы.

Ещё в обработке павловской мебели, а затем позднее, при Александре I, на изготовлении предметов обстановки ощущалось влияние французской мебели стиля ампир. Большие плоскости красного дерева, чёткие и прямые формы предметов подчёркивались введением тонких медных полосок, окаймляющих их.

Такая мебель введена во Франции мебельным мастером Жакобом (стиль Жакоб).

Русская ампирная мебель имеет свои совершенно самобытные решения по сравнению с образцами европейского ампира. Прежде всего, русская мебель гораздо более монументальна. В её декорировке наряду с классическими орнаментами используются мотивы русских орнаментов. Мебель строится в строгом подчинении законам архитектуры. Украшения и орнаментацию концентрируют в определённых местах, оставляя большие гладкие поверхности полированного дерева. Вместо бронзы для отделки мебели русские мастера употребляют золочёную резьбу по дереву или лепку из гипса и левкаса.

Разнообразные предметы обстановки стиля ампир заполняли дворцы и усадьбы помещиков, городские дома буржуазии и купечества. Образцы ампирной мебели можно разделить на две группы: парадную дворцовую и более интимную бытовую (русский бидермейер). В это время были широко распространены многочисленные варианты диванов, преддиванных столов на одной тумбе, кресла в виде бочки или корыта с глухой спинкой, шкафы, комоды, горки, секретеры и новый тип мебели — большие зеркала в богатых рамках. Предметы обстановки стиля ампир отличались красотой пропорций и прекрасным качеством отделки. Но эта мебель была несколько суха, строга и малоудобна для обихода.

Статья в тему:  Где элитная мебель 8 марта

зеркало кон. 19в.

В 20-х годах XIX века начинает меняться характер интерьеров. Вместо парадных анфилад громадных залов появляются более интимные, небольшие комнаты — диванная, чайная, кабинет, курительная комната. Мебель становится более комфортабельной. Появляется тяга к восточной мебели (20-е и 30-е годы), к обильным драпировкам, восточным мягким диванам (оттоманкам). В отделке мебели красного дерева сказывалось увлечение готикой. В моду входит мягкая (кутаная) мебель, обитая стеганой кожей, кретоном, бархатом.

Кретоновая мягкая мебель была модна в 1870-1880 гг. Всевозможных форм кресла и диваны отделывались сложной системой обивки, с пуговицами, кисеей, кружевами, бархатом с бахромой, висюльками, подвесками, помпонами, Эта мебель была чрезвычайно тяжёлой, неуклюжей, некрасивой, негигиеничной и непрочной.

Стол кон.19в.

К концу XIX века предметы обстановки повторяли мебель стиля рококо, но в более простых и тяжёлых формах, Фирма Гамбс ввела в моду ореховую мебель с упрощённой и обобщённой орнаментацией стиля рококо. Позже появляются вещи, в отделке которых эклектически смешиваются элементы разных стилей мебели. Комнаты наполняются тяжёлыми бархатными драпировками и массой мелких вещей: сувениров, портретов, дешёвых картин в тяжёлых золотых рамках. Формы мебели становятся мельче, с множеством точёных украшений, окрашивают её в основном в чёрный цвет. Возникла мода на мебель в стиле ренессанс. Образцы её в большом количестве выделывались на мебельных фабриках, но они ничего общего не имели с предметами подлинного стиля Возрождения.

Столик самоварный. Питер. кон.19в.

В начале XX века появилось увлечение старинной мебелью. Крупные мебельные фабрики Фишера и Шмидта в Москве и Мельцера в Петербурге выпускали доброкачественную художественную мебель в разных стилях по желанию заказчиков — крупной буржуазии и купечества. Стиль модерн не внёс в русскую мебель каких-либо своеобразных национальных черт по сравнению с образцами европейского модерна.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector